Михаил Кожемякин (m2kozhemyakin) wrote in grand_fleet,
Михаил Кожемякин
m2kozhemyakin
grand_fleet

Category:

Конвой Святой Марии.

Оригинал взят у m2kozhemyakin в Конвой Святой Марии.
История операции "Пьедестал" в августе 1942 г. - прорыв на осажденную итало-германскими силами Мальту конвоя Союзников, ставшего ключевым для удержания этого стратегически важного острова, получившего в годы Второй мировой почетное прозвище: "Средиземноморский Сталинград". Написано для журнала "Мальтийский вестник".

Знойным летом 1942 г. Мальта, ключ к Средиземноморью, "непотопляемый авианосец" Британской империи на морских путях снабжения Северной Африки, где сошлись в смертельной схватке Союзники и итало-германские войска "лиса пустыни" Эрвина Роммеля, переживала самые черные дни. Этот каменистый остров, отчаянно обороняемый британским гарнизоном и местным ополчением, уже два года непрерывно бомбила германская и итальянская авиация. Волна за волной накатывались бомбовозы с тевтонскими черными крестами или фашистскими фасциями на крыльях, и стены древних соборов и палаццо Валетты рушились в прах. Счет жертвам среди мирных жителей давно шел на тысячи...

Мальтийский зенитчик на защите родного неба.

Один за другим погибали в воздушных боях и падали, словно пылающие кометы, в бирюзу Средиземноморских волн защищавшие Мальту "Спитфайры" и "Харрикейны". А каждая доставка замены сбитым истребителям превращалась в рискованную боевую операцию с тяжелыми потерями... Стволы зениток раскалялись от бешеной стрельбы, серые от пыли и усталости "томми" едва успевали подносить боеприпасы. А каждый снаряд, каждый галлон топлива, каждый ящик медикаментов приходилось доставлять на осажденный остров морскими конвоями, которые безжалостно топили в пути авиация и подлодки противника. Колыбель древней славы рыцарей-крестоносцев, которой за свою беспрецедентную оборону еще предстояло заслужить почетное прозвище "Средиземноморского Сталинграда", держалась с непоколебимым упорством. Но перед ее защитниками и мирными жителями вставал призрак врага более ужасного, чем германские и итальянские самолеты – голода. Мальта и в мирное время зависела от поставок продовольствия извне, а в условиях блокады двухнедельный рацион на одного человек составлял всего 300 гр. муки, 400 гр. мясных консервов, 400 гр. сахара и 200 гр. жиров.  Но еще страшнее был голод топливный – без горючего не взлетели бы самолеты, не ушли бы в бой подлодки и катера, остановились бы генераторы, питавшие электричеством жизнь и оборону Мальты…

Конвои жизни и смерти.
Британское командование в Средиземноморье прикладывало огромные усилия, чтобы поддерживать обороноспособность своего ключевого форпоста. Однако даже привлечение мощных корабельных группировок Королевских военно-морских сил и всех доступных самолетов Королевских ВВС Великобритании в регионе не гарантировали успеха. После того, как в сентябре 1941 г. на Мальту сумели прорваться восемь транспортов, доставивших 85 000 тонн грузов, регулярные рейды Союзных конвоев были сорваны агрессивными и энергичными действиями итало-германских сил, которые координировал из Италии один из лучших гитлеровских стратегов – генерал-фельдмаршал Кессельринг. До августа 1942 г. британцам ценой огромных потерь удалось провести на Мальту только четыре транспорта, и два них были потоплены германскими бомбардировщиками в бухте Гранд-Харбор на глазах охваченных отчаянием мальтийцев прежде, чем с них успели выгрузить большую часть жизненно важных для острова материалов. Ни один танкер до берегов Мальты в этот период так и не добрался.
Аналитики британских штабов пришли к зловещему заключению: если к концу августа 1942 г. необходимые грузы (в первую очередь – топливо) не поступят на Мальту, остров падет. Роковой счет шел на дни, и командование Королевских ВМС лихорадочно принялось разрабатывать план экстренного спасения Мальты, не имевший права на провал. Операция по проводке конвоя, который должен пробиться на остров не позднее середины августа, получила название «Пьедестал», словно уже отливался памятник тем, кому предстояло найти могилу в обманчиво-ласковых волнах Средиземного моря…
Мальтийский зенитчик на защите родного неба..jpg
Британские авианосцы в походе.

«Путь далек до Ла-Валетты».
Конвой был составлен из 14 транспортов, самым важным из которых был быстроходный американский танкер «Огайо»: в его цистернах находились тысячи тонн топлива – черной крови, которую необходимо было влить в сосуды израненной Мальты. На случай его потери были предусмотрены запасы топлива и на всех остальных судах. Беспрецедентные эскортные силы Королевского ВМФ состояли из 2 линейных кораблей, 4 авианосцев с 74 истребителями и 28 торпедоносцами на борту, 7 крейсеров, 33 эсминцев и соединения тральщиков. С Мальты проход конвоя готовились прикрывать все наличные истребительные силы – около 100 стремительных «Спитфайров» и 36 «Бофайтеров» дальнего действия, а также подлодки.  В командование операцией заступил вице-адмирал Невил Сиферт, суровый уроженец Южной Африки, ветеран британского флота с 1904 г., известный среди моряков своим любимым выражением: «На воде, на дне и на небесах – мы на королевской службе, пока сам король не даст отставки».

Вице-адмирал Сиферт.

Конвой прошел Гибралтарский пролив в ночь с 10 на 11 августа в густом тумане и был дозаправлен в море на следующее утро. Практически сразу его заметила и атаковала итальянская подлодка;  торпеды прошли мимо цели, но враг теперь знал местоположение соединения. Несмотря на угрозу сосредоточившимся для приема топлива кораблям со стороны подводных лодок и авиации противника, под прикрытием эсминцев и палубных истребителей заправка прошла удачно. Однако на пути британского соединения уже затаилась германская субмарина U-73. Поймав в перископ громоздкий силуэт авианосца, капитан-лейтенант Розенбаум скомандовал: «Аппараты, пли!» и, уходя в спасительную глубину, набросал радиограмму: «Веерный залп по авианосцу, четыре попадания с дистанции 500 метров, громко слышны шумы тонущего судна». Огромный корабль Его Величества «Игл» погрузился в пучину, и хотя большая часть экипажа была спасена, на дно ушла пятая часть авиации конвоя…
Еще 36 истребителей с другого авианосца - «Фьюриэс» - перелетели на Мальту, чтобы усилить ее оборону, но соответственно ослабло и прикрытие конвоя. Сам «Фьюриэс», выполнив задачу, вернулся в Гибралтар. Поредевший конвой продолжил движения, подгоняемый тревожными радиограммами командования: разведка сообщала, что с военно-морских баз в Италии на перехват выдвинулись итальянские крейсера и подлодки. Вечером на 12 августа начались налеты неприятельских самолетов, которые с того сопровождали конвой на всем его тернистом пути. 244 бомбардировщика и 90 торпедоносцев под прикрытием 273 истребителей бросил в бой с авиабаз на Сицилии и Сардинии фельдмаршал Кессельринг, чтобы «завесить» путь на Мальту.

«Идем, вопреки всему».
Утром 12 августа небеса разверзлись стаями смертоносных стальных птиц. Итальянские «Савойя-Маркетти» и германские «Юнкерсы» сменяли друг друга, высыпая на корабли град бомб и торпед. Британский эскорт прикрывал транспорты дымовыми завесами и плотным зенитным огнем, в небе дрались летчики с авианосцев, но к вечеру неизбежно начались потери. Эсминец «Форсайт» и три транспорта стали в тот день жертвами авианалетов. Был тяжело поврежден также авианосец «Индомитэбл», его полетная палуба была приведена в полную непригодность. Единственным авианосцем, способным прикрывать конвой, после этого остался «Викториэс».
Смерть приходила не только с неба, но и из-под воды: на конвой набросились итальянские субмарины. Подлодку «Кобальто» британские эсминцы сумели выгнать на поверхность глубинными бомбами и потопили тараном, но «Алаги» и «Аксум» метко отстрелялись торпедами, нанеся смертельные повреждения крейсеру «Кайро» (затонул), тяжелые – крейсеру «Нигерия» (вернулся в Гибралтар) и «приемлемые» - крейсеру «Кения» (остался в строю). Поврежден был также самый ценный корабль конвоя – танкер «Огайо», скорость движения которого в результате упала, делая его легкой мишенью.

Конвой отбивает атаку самолетов противника.

Вечером 12 августа линкоры «Нельсон» и «Родней» адмирала Сиферта и часть эскорта отделились от конвоя, чтобы прикрыть его от надводных кораблей противника. С транспортами остались крейсера и эсминцы адмирала Гарольда Барроу. В ночь на 13 августа избитый конвой входил изрядно расстроенным ордером. Несколько торговых судов, в т.ч. поврежденные, отстали от эскорта и теперь двигались поодиночке в общем направлении – к Мальте. Но возле мыса Бон притаились в засаде итальянские торпедные катера. В полночь они устремились в атаку, словно волчья стая. Всего за час ими были потоплены четыре оторвавшихся от ордера транспорта и торпедирован крейсер «Манчестер», который с наступлением рассвета пришлось затопить.
«Идем, вопреки всему», - записал на рассвете в своем дневнике молодой офицер британского флота Э.Уокер, впоследствии военно-морской историк.

Триумф и трагедия.
 День 13 августа принес конвою новые испытания, но подарил Мальте первую за многие месяцы надежду. С утра рассредоточившиеся несколькими группами корабли и суда Союзников упорно атаковали пикирующие бомбардировщики Люфтваффе Ju-87. Прямым попаданием бомбы был уничтожен перевозивший боеприпасы пароход «Ваймарама»; взрыв был такой силы, что погубил не только судно, но и атаковавший его бомбардировщик. Был поврежден и потерял ход транспорт «Дорсет» (добит немецкими самолетами 14 августа). Но оставшиеся корабли упрямо продолжали движение, отстреливаясь от воздушного врага, несмотря на имевшиеся у многих серьезные повреждения.

Взрыв транспорта "Ваймарама".

Объектом особого внимания гитлеровских летчиков стал поврежденный танкер «Охайо» - они получили приказ во что бы то ни стало не пропустить на Мальту драгоценное горючие. Немцам удалось снова поразить судно, его котлы взорвались, и корпус почти раскололся надвое. Считая корабль потерянным, экипаж покинул его. Но, казалось, вопреки логике, израненный «Огайо» остался на плаву, и в его цистернах было спасение Мальты…
Избавление пришло около полудня, когда остатки конвоя достигли зоны действия британских истребителей с Мальты. «Мальтийские соколы» отогнали фашистских стервятников. Тогда же пришло утешительное известие, что угроза со стороны итальянских крейсеров нейтрализована: британская подлодка «Анброукен» дерзкого молодого лейтенанта Алистера Марса провела на них блестящую атаку, повредив тяжелый крейсер «Больцано» и легкий «Муцио Аттендоло», а угроза мощных орудий линкоров адмирала Сиферта заставила итальянцев прекратить надводные операции против конвоя.

"Спитфайры" с Мальты прикрывают корабли конвоя.

К вечеру 13 августа вышедшие с Мальты тральщики проделали проходы в минных полях и привели в гавань Гранд-Харбор три уцелевших транспорта конвоя – «Рочестер Кастл», «Порт  Чалмерс» и «Мельбурн Стар». Разгрузка началась немедленно. Население Валетты со слезами радости встречало отважных моряков – своих избавителей, а госпиталя уже принимали раненых с транспортов и кораблей эскорта.
На следующий день, в одиночку проделав рискованное путешествие вдоль берегов французского Туниса, контролировавшегося союзным Германии правительством Виши, в Гранд-Харбор вошел жестоко поврежденный и отставший от конвоя еще 12 августа транспорт «Брисбэйн Стар». Благодаря несгибаемой воле капитана Райли и его экипажа, он доставил на Мальту не только свой груз, но и немало спасенных моряков с потопленных кораблей.

Транспорт "Брисбэйн Стар" входит в Гранд-Харбор.


Повреждения транспорта "Брисбэйн Стар".

Однако самый ценный груз конвоя – горючее в цистернах танкера «Огайо» - продолжал бессильно дрейфовать в море с изувеченным судном. Возле него упорно держались, отбивая атаки с воздуха, британские эсминцы «Брамхэм», «Пенн» и «Ледбери». На помощь к ним подошел с Мальты тральщик «Рэй». Ночь прошла в безуспешных попытках буксировать поврежденный транспорт, а утром 14 августа вновь яростно атаковали немецкие пикировщики. В результате злополучный «Огайо» получил еще одно попадание и начал погружаться в 45 милях от Мальты.  Чтобы спасти танкер, британские моряки приняли технически нестандартное решение об особом способе буксировки, сразу же получившее у флотских острословов прозвище: «сэндвич». Два эсминца плотно пришвартовались к погибающему «Огайо» с обоих бортов, выполняя роль буксиров и поплавков одновременно, и так повели его в порт. «Спитфайры» барражировали над ними в воздухе, защищая от немецких самолетов.

Танкер "Огайо", буксируемый эсминцами.


Танкер "Огайо" в Гранд-Харбор.

15 августа танкер «Огайо» был приведен в гавань Гранд-Харбор и для надежности посажен на мель. Толпы ликующих жителей Валетты встречали его аплодисментами и восторженными криками. Духовой оркестр на берегу играл «Правь, Британия, морями», и в тот день торжественные слова гимна звучали особенно уместно. Приход долгожданного конвоя на Мальту совпал с праздником Успения Богородицы, поэтому в мальтийской исторической традиции за ним прочно закрепилось название: «Конвой Святой Марии».

Встреча танкера "Огайо" в Валетте.

Суда, прорвавшиеся на Мальту, доставили 32 000 тонн различных грузов и 15 000 тонн топлива – этого оказалось достаточно, чтобы обеспечить остров до декабря 1942 г. Горючее, залитое в баки британских самолетов и цистерны подлодок, действовавших с Мальты, помогло Союзникам топить в Средиземном море итало-германские конвои. Отрезанные от регулярного снабжения, войска Роммеля в Северной Африке были разгромлены. Для Мальты активная фаза боевых действий закончилась в 1943 г., когда высадка Союзников на Сицилии сняла угрозу для мужественно выстоявшего под бомбами острова.
Во время операции «Пьедестал» погибли около 550 моряков Королевских ВМС Великобритании, членов экипажей транспортных судов и летчиков Королевских ВВС. Памятником их героизму и самопожертвованию возвышается над волнами Средиземного моря скалистый остров воинской славы разных веков и поколений – Мальта.
__________________________________________________________Михаил Кожемякин.
Tags: история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments