captainmisson (captainmisson) wrote in grand_fleet,
captainmisson
captainmisson
grand_fleet

Categories:

Владивосток. Памятник морякам погибших теплоходов.



Человек, который заходит на территорию Морского кладбища Владивостока через главный вход, не может не заметить этого памятника. Белая каменная чайка рассекает крылом голубую, но такую же каменную волну, от основания которой ровняют строй надгробные плиты.



Плит много, сразу и не пересчитаешь. На них выгравированы имена членов экипажей трех теплоходов, которым в уже далекие 1970-е было не суждено вернуться к родному причалу. Тогда о катастрофах не спешили оповещать всю страну, потому все три трагедии закрытый Владивосток переживал сам. Сегодня мы кое-что знаем о произошедшем. Однако о подробностях и даже причинах многое не известно и до сих пор.



Трагедия «Тикси» во многом стала тогда и до сих пор является знаковой для дальневосточников. Конечно, аварии, в том числе с жертвами, происходили и ранее. Но если не рассматривать военное время, то до этого никогда не было, чтобы теплоход, принадлежавший Дальневосточному морскому пароходству, погибал со всем экипажем.

11 февраля 1974 года «Тикси» вышел из порта Владивосток, имея на борту 45 человек экипажа, и взял курс на Японию. Здесь на борт было принято 185 грузовых автомобилей, которые нужно было доставить в австралийский Мельбурн (интересная и очень непонятная информация, поскольку «Тикси» использовался для перевозки навалочных грузов – руды, угля, зерна).

Обратным рейсом требовалось доставить 11 588 тонн тальковой руды из австралийского порта Фримантл, куда «Тикси» прибыл 8 марта,  в японский порт Хитачи. Погрузка длилась 4 дня. Затем судно снялось с якоря и отправилось в обратный рейс, огибая Австралию со стороны Индийского океана.
22 марта в 18.30 местного времени радиоцентр ДВМП принял плановую диспетчерскую радиограмму с «Тикси». Ни о каких событиях, которые могли бы вызвать беспокойство, в ней не сообщалось. Но уже через час последовала внеплановая радиограмма, на имя заместителя начальника пароходства по безопасности мореплавания Александра Кашуры.



Теплоход «Тикси». Фото - http://fleetphoto.ru

«Теплоход  Тикси , 12.30 (мск*), радио, аварийная, Владивосток, Кашуре. Широта 32°03' N, долгота 140°54' E, скорость 10 узлов. От резкого крена на правый борт судно получило постоянный крен 25 градусов. Принимаем меры по выравниванию судна приемом балласта в междудонные танки левого борта и левый диптанк. Груз - руда талька. Прошу следить за мной. Капитан Пряха.»

На  советские суда, находившиеся поблизости, ушли радиограммы  с командой следовать в указанную точку. Однако самые ближние из них находились на расстоянии около 200 миль от терпящего бедствие судна. Последним на связь с «Тикси» в 19 часов 55 минут вышел радист теплохода «Минусинск», который уже полным ходом шел к месту ЧП, но до него оставалось еще 205 миль. После этого «Тикси» перестал выходить на связь.

23 марта  в  9.15 по местному времени в район катастрофы, который находился в 62 милях от японского  вулканического  острова  Аогасима, подошел теплоход «Анри Барбюс», затем прибыли «Пестово», «Минусинск», «Прокопий Галушин». К поисковым работам также подключились самолеты японских поисковых служб и  3 патрульных корабля японского управления безопасности на море - «Шикине», «Сумида» и  «Нодзима».

Поисково-спасательная операция продолжалась до вечера 26 марта. Первый день результатов практически не дал – трудно что-то обнаружить среди шестиметровых волн. На следующий день шторм начал стихать, что позволило более эффективно задействовать авиацию и осуществлять взаимодействие с ней. Японские самолеты обследовали морскую поверхность с воздуха и кидали дымовые шашки туда, где удавалось увидеть какие-то предметы или плававшие тела.

Именно тогда, на второй день поисков, и удалось обнаружить разбитые шлюпки, нераскрывшийся контейнер со спасательным плотом, другой спасательный плот,  несколько спасательных жилетов  и  много мелких деревянных обломков. Тогда же случились и самые жуткие находки - из воды подняли 14 тел погибших членов экипажа  теплохода  «Тикси», все они были сильно обглоданы акулами…

Два последующих дня поиски велись уже, скорее, в надежде на чудо. Вечером 26-го марта самолеты Страны Восходящего Солнца окончательно ушли обратно на свои острова, а советские корабли повезли скорбный груз во Владивосток.

Комиссия, которая расследовала катастрофу, в качестве официальной версии выдвинула смещение груза. Что было похоже на правду – поскольку тальковая руда в то время грузом для нашего флота была довольно редким, и о ее свойствах грузовые помощники имели, в основном, теоретические знания. Некоторые специалисты говорили, что коэффициент сцепления ее частиц очень небольшой, наваленную в трюмы руду довольно легко привести в движение, сместив тем самым центр тяжести судна. Предполагали также обрушение твиндека с грузом (межпалубное пространство во внутренней части корпуса сухогрузного судна, лежащее выше трюма, где размещаются грузовые помещения и каюты) в трюм.

Однако спустя 40 лет после гибели «Тикси» второй помощник капитана погибшего судна Владимир Зинченко в интервью «Комсомольской правде» высказал свой взгляд на причины трагедии.

В живых он остался благодаря тому, что входил в основной экипаж, который в тот период в полгном составе ушел в отпуск, а  в  злополучный рейс ушла другая команда – «подменный плавательный экипаж». По мнению второго помощника, судно могло быть перегруженным.

- «Тикси» затонул из-за перегруза на тысячу тонн.  В 1967 году, когда судно стояло в Корсакове, в порт прибыла группа владивостокского судоремонтного завода. Они тогда изменили грузовую шкалу и увеличили дедвейт - грузоподъемность - на тысячу тонн. В документах расследования дедвейт - вместо 12 изначальных - значится 13 тысяч тонн. Мы тогда возили зерно из Канады, и при погрузке постоянно появлялся крен на 3 - 4 градуса. Это немного, но сигнал плохой. Видимо, тальк грузили по новой шкале и нарушили остойчивость судна.
У берегов Японии «Тикси» попал в шторм. При нарушенной остойчивости судно могло попросту не выдержать качки – теплоход не мог сопротивляться волнам.
Кроме того, многие капитаны, в том числе и капитаны «Тикси», частенько шли на уловки ради победы в соцсоревнованиях.

 В том же интервью Владимир Зинченко рассказал и о более интересных приемах, практиковавшихся экипажами.

- Погрузив побольше, выгоняли из танков всю воду, чтобы грузовая марка была на месте. А после проверки портнадзора, когда судно выпускали из порта, танки обратно заливали морской водой, чтобы судно не перевернулось. И вот на свой страх и риск шли потихоньку ради победы в соцсоревновании.



Вторая плита мемориала посвящена теплоходу «Большерецк». Вернее, это даже был не теплоход, а буксир – толкач, предназначенный для перевозки лесных грузов в барже-буксирном составе.



Барже-буксирный состав, однотипный с «Большерецком»

6 февраля 1979 года  «Большерецк» вышел с грузом леса из Находки в японский порт Саката. Уже на следующий день связь с ним была потеряна. Однако в пароходстве почему-то о поисках задумались лишь спустя еще сутки, когда прошел и второй контрольный срок радиосвязи.
К поискам были привлечены торговые и рыболовецкие суда, корабли и авиация Тихоокеанского флота,  и снова - японские  ВВС. И опять именно японские самолеты обнаружили перевернутые вверх дном баржу и буксир.

И снова спасти никого не удалось.  Все 19 членов экипажа погибли. Самой трагической была смерть третьего механика «Большерецка» Олега Вольвач. Который был единственным выжившим в этой катастрофе. И когда суда уже подошли к аварийному составу, с ним удалось «состучаться» через днище.
В отличие от «профессиональных обличителей поганого совка», которые в изобилии встречаются в Интернете и мимо которых не прошла и эта тема, я не буду строить версии, почему спасатели избрали самый рискованный вариант - вырезать отверстие в днище. Резко вырвать кусок металла нужного размера не удалось, зато при разгерметизации «воздушной полости», в которой все эти дни находился механик, давление в ней упало, и вода, которую до этого сдерживал воздушный пузырь, стала резко прибывать. Вольвач никак не мог протиснуться в узкую щель… Единственное, что он успел сделать – это выбросить свой дневник, который вел на аварийном «Большерецке».

И снова комиссия пришла к неутешительным выводам. Официально объявленными причинами гибели «Большерецка» стали некачественная погрузка леса, при которой тяжелый породы оказались погружены поверх легких, что привело к повышению центра тяжести судна и общий перегруз.  Но об этой катастрофе информации уже гораздо меньше – возможно, как раз потому, что спасательная операция была подготовлена не лучшим образом, и что по-хорошему гибель механика, до последнего боровшегося за жизнь, на совести кого-то из ее руководителей.



Фото - сайт выпускников НМШ ПМП.

Когда я ходил по мемориалу, то заметил только упоминания о «Тикси» и «Большерецке». Лишь потом узнал, что под каменными крыльями белой чайки погребены жертвы и еще одной катастрофы.

Но о «Тавричанке» сведений найти почти не удалось. Кроме сухих официальных строк.

«Теплоход «Тавричанка» (серия «Повенец»), построен в 1967 году в Ростоке, ГДР.  11 ноября 1976 года снялся с портов КНДР (Чхонджин, Хыннам) с грузом 1999 тонн стали в прутках и 800 тонн цинка в чушках назначением на порты Гонконг и Манила. Последняя точка нахождения судна — 30 градусов 56 минут с. ш., 125 градусов 55 минут в. д. 14 ноября в 24.00 установлено отсутствие очередного сеанса радиосвязи. 15 ноября в район предполагаемого расчетного местонахождения судна были направлены суда ДВМП, позднее подключились суда ПМП, Минрыбхоза, спасательные суда ТОФ и японских морских спасательных служб. За время поисков обнаружены тела восьми погибших моряков на двух спасательных плотах. Наиболее вероятными причинами гибели являются смещение груза и опрокидывание судна».

Помимо этих скупых подробностей, в сети есть очень грустный рассказ ««Тавричанка» не вышла на связь…» Однако, по данным сайта выпускников НМШ ПМП, в последнем рейсе этого теплохода в его судовой роли матроса по имени Евгений Черешков не было. Может быть, конечно, журналист специально изменил имена героев своего очерка? Кто знает…

А в завершение хочется привести интересную мысль, высказанную Андреем Островским в статье в газете «Владивосток»

До черных дней конца марта 74-го океан не то, чтобы баловал наших моряков, но и не устраивал подобных жестоких испытаний. Катастрофа «Тикси» как будто открыла дверь в камеру ужасов. И началось: «Большерецк», «Тавричанка», «Комсомолец Находки», «Амбарчик»... Мемориальная часть Морского кладбища, заложенная после гибели «Тикси», в последующие 7-10 лет прирастала чуть ли не ежегодно...

Моряки – народ суеверный. Потому удивляться мыслям о некоем «черном рубеже» не стоит. Однако ведь действительно факты говорят сами за себя - полоса серьезных катастроф началась именно в 1970-е. То есть именно тогда, когда народное хозяйство стало потихоньку перестраиваться на рыночные рельсы, а в стране все отчетливее начинали хозяйничать «по-капиталистически», ставя во главу угла чисто экономический результат. Когда уже упоминавшееся социалистическое соревнование из «товарищеского матча» почти превратилось в «игру навылет»,  победить в которой  местные партийные и хозяйственные органы стремились чуть ли не любой ценой. Когда стало возможным работать «спустя рукава», а к работе относиться по принципу «и так сойдет, авось пронесет».

Морская и воздушная стихии первыми возмутились такому отношению. И предупреждали людей. Когда-то – слегка, когда-то – жестоко. Этим предупреждениям не вняли. И тогда следующей отреагировала уже стихия общественная – на самом деле, гораздо более суровая и жестокая, чем обе эти вместе взятые. И результатом стала самая крупная катастрофа прошедшего столетия, ознаменовавшаяся гибелью уже не судна или самолета, а целой страны.

Но это уже тема совсем отдельного разговора…

P.S. На одной из страниц в соцсетях нашел такие слова:

...25 января уже нынешнего (2018-го) года на переходе из Кореи на Сахалин, всего в 100 милях от м.Гамова, пропал со всем экипажем (40 человек) краболов «Восток». Поиски ничего не дали, ни людей, ни их тел, лишь два жилета и два пустых плота. Судно старое, корейской постройки.

В 2016 году пропал похожий краболов, опять ничего неизвестно, никого не нашли. Лишь спустя более полугода случайно обнаружили останки одного из членов экипажа, который успел тогда надеть термокостюм.

Никаких торжественных похорон, никаких прощальных гудков...



Tags: история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments